Индийский Тибет

GOPR9142-1





Для некоторых людей выехать за город является целым мега событием. Отморозив раз в пять лет сопли они думают что совершили целое невероятное путешествие .Понятно что среди парапалнеристов таких нет, для нас морозить сопли это за счастье, чем чаще это происходит тем лучше нам живется :-).Но есть среди нашего брата особый сорт!Эти парапланеристы делают огромные переходы-перелеты .Называется такое путешествие БИВАК-ФЛАЙ

Бивак Флай совершают как правило в таких недоступных местах что обычным людям даже и не снилось .Спят ночью  в горах укрывшись своим же крылом в палатке.Проснувшись они забираются на гору, стартуют и летят пока им позволяет погода, приземлившись если повезет могут заночевать в селениях расположенных рядом с маршрутом, и так продолжается до тех пор пока они не достигнут поставленной цели.Они полностью автономны и их маршруты всегда исчисляются сотнями километров.Их снаряжение должно быть максимально легким, так как все нужно таскать на себе.Сегодня с разрешения автора я хочу выложить рассказ Дружинина Алексея из Москвы который в этом году совершил Бивак-флай в Индии.

                         DSC08583-1

Осень 2012
Это уже третья попытка пролететь этим маршрутом:  на северный склон Гималаев  – Тибетское нагорье, долину Спити. Маршрут вокруг национальных парков Great Himalayan и Pin Valley: около 120 км на юго–восток до города Рампура, от него 30 км на восток. Затем, недолетая города Реконг-пео, повернуть на север, и 70км через 5тысячный перевал, к поселку Каза – основной цели – Индийский Тибет. Рядом с п.Каза красивейший монастырь Ки. И обратно, на запад 130км, через перевал Рохтанг – предположительно, участок с самой непредсказуемой погодой. Из отчета 2011 года:
map3-2
  • «Основные сложности: для нахождения в приграничной зоне требуется пермит- выдается при личном присутствии в городе Реконг-пео, или в поселке Табо, долины Спити . Перевал Рохтанг закрывается с 15 октября по середину мая, может раньше или позже, зависит от количества снега. И самое главное: долина Спити в другой климатической зоне, за водоразделом Гималайского хребта. Климат более сухой и холодный, возможны сильные ветра, и летный сезон не совпадает с предгорьями и Биром. Средние высоты гор 6500м, долин – 4000м, ночевки предполагаются на 5000м, вне поселений – полная автономка. Температура ночами  на этих высотах до  -25. Удалось проконсультироваться с Бобом Друри  –  он летал  в долине Кейлонг,  в 1998, 1999 и 2005 годах. Его рекомендация – осень, вторая половина октября, горы чистые от снега, и уйдет летняя жесткость.»
  • Первая - весной 2011г, закончилась быстро: в ущелье Рампура выключили погоду.
    Вторая - осенняя, длилась 7 дней, закончилась там же: с рестартами, подъёмами в гору и  очень сложными посадками в роторах. Из того же отчета:
  •                 DSC08636-1

    • «С утра 26 октября старт  поздний – чтоб наверняка. Потоки так же, около +2, база 4700. Сделал крюк около 15-20 км чтоб забраться на следующий хребет, по нему пошел на восток. Внимательно осмотрел горы по дороге. Снег начинается на 4000-4200 – без него воды не будет, с собой НЗ 1литр – ночевать и лететь дальше, на таком запасе  нельзя. Всего за 3 часа прошел  50 км, выбрал целью деревеньку Натфа (точка213,  35 километров восточнее Рампура), садился там весной  2010 и 2011года: хороший склон, вода, еда, ночевка.
    •   На высоте скорость  прыгала 50-60 км/ч,  значит фоновые 4-5м/с – вполне нормально для  ущелья Рампура – внизу, у склона, термики притормозят долинный  бриз. Есть турбулентность,  но вполне приемлемо для посадки.  На подходе потерял 1400метров в роторном  -5.  Начало напрягать – такой слив,  типичен для сильного фонового ветра.  Ниже 2500м начало ощутимо  поддалбливать.  Стала видна разница весны и осени: весной, высокие горы покрыты снегом, градиент температур большой, солнце сильное. Долинный бриз в ущельях создается средней и нижней частью гор, он не такой сильный, а у склонов, горизонтальная составляющая бриза пережимается  сильной термичкой , в вертикальную – просто рваный термодинамик. Осенью горы без снега и хорошо прогреты, градиент слабый,  работают верхние части гор, выше 4 – 5тысяч. Внизу, термичка слабая – не передавливает бриз.  Длинна ущелья около 120км,  высота гор до 6500метров, сильный ветер по низам, как в трубе,  ротора,  чем ниже и ближе к склону – тем сильнее. Приблизительная скорость ветра 7-10м/с.
    •  Первый заход, самый безопасный – сходу,  на наветренное ребро отрога, я не использовал: побоялся срывать крыло на 2-3метрах. На втором заходе начало сдувать, осталось сесть на боковую стенку. Каждая попытка приблизиться к рельефу заканчивалась жесткими пинками в крыло,  и проваливанием еще ниже.  Самое опасное – получить массированное сложение у рельефа. Спасибо новому крылу  - Mantra М4,  позволяло держать его под контролем каждую секунду:  не давать ему сильно сложиться,  компенсировать клевки  и отворачивать от склона на выходе. Посадки,  в этом месте, до 1700м. Ниже, до самого дна ущелья, на 1400 метрах  – скальник.  Перспектива  на очень большие проблемы, если повезет – будут легкие телесные. Так страшно, наверное, первый раз за 10 лет полетов – выхода нет вообще, даже дерева -  развеситься.  Улететь нельзя – только воткнуться в камни.  Как обычно – везет дуракам, на очередном заходе резкое выключение ветра: или сошел впереди сильный поток, или затенение от сильного ротора.   На радостях воткнулся в ближайшие кусты – живой!» Видео посатки
    •              DSC07798
    •              
    • 27е. Старт снова в 11. Все, пора проверять, есть ли у мышеловки  выход с другой стороны -колeночки потрясывает.  В 12 у поворотной точки над поселком Натфа, где была «веселая» посадка  в прошлом году. Оказывается, на  хребте, над ним  огромный альпийский "аэродром" 3x1км! А в гуглe смотрится как скальник...
      Ну что, выдохнули, и налево, на север! Набор всего 4700, перелетаю на правый, хорошо прогретый склон ущелья, над ним плотная  растущая кучeвка – можно лететь  в динамикe.  20км до перевала,  прохожу со свистом, и перепрыгиваю eго на 5400. Сзади остались растущие,  влажные облака.  Тут - острые скалы, и очень много снега.  Впереди голые желто-красные горы,  снега меньше, облака жиже, а общая влажность падает. Склоны  более пологие, без растительности.
      Пугаю воплями снежных чeловeков: "Ааааа, я в Спити,  ураааа!!!" - смотрят неодобрительно, тут все культурные обезьяны.
      Перевал взят, теперь лететь дальше. До ближайшей посадки 30км, до Казы - всe 50. Ветер, почему то, попутный, с гор, на север. И заметно жёстче:  словить +4 в нескольких мерах от рельефа - раз плюнуть! Центроплан улетает назад, а все остальное – болтается  как "уши спаниеля".  Набираю в тугой спирали, отлавливая расколбасы, стараясь в очередном витке нe воткнуться в склон. Еще раз спасибо Мантре, за то что предупреждает заранее,  и за спокойные выходы из режимов.
    •             DSC07888-1
    •            DSC07932-1
    •            
    •            
    • Ближе к поселку Мад  выбираю 6700 - почти под базу. Таким темпом  долечу до Казы!  Весь день полет выше 5т. -  холодно  -12. Все камеры замерзли.
      Долина Спити похожа на каньон: дно, на высоте 3.5т, с юго-запада закрывают крутые, двух километровые горы.  С северо-востока вертикальные стены поднимаются на километр-полтора   и переходя в широкое, многокилометровое плато, изрезанное глубокими узкими ущельями.  Все это, окружено 6 тысячниками.
      Сeл над Каза, в посёлке Хикким. Получилось около 100 км за день.
      Здесь идeт дорога Каза – Хикким – Комик. Это Тибeт!!! (Судя по чумазым монгольским лицам).  С английским тут практически нe знакомы. В поселке женщины и дети. Мужики на заработке в Казе.  Белые дома с земляными поломи. Крыши уложены вязанками  мелкого,  колючего кустарника - единственное топливо тут.  Удалась "на пальцах" договориться на "рум найт".  Передвигаться тяжело, отдышка как у старого деда  - 4500 все таки.
               
               
      Погулял  час. Меня уже разыскивают: приехали задерживать нарушителя, целых 3 полицая-индуса! "Гони пeрмит!" Оказывается Каза, с каких- то пор,  стала приграничной зоной!  Включается синдром "начальника": вот eсли бы, ты сел на километр западнее - ок, нe нужeн.  А так, надо делать, даже на одну ночь, и т.д . Выбора нeт.  Договорились: едим вниз, делаем пeрмит, ночую, утром обратно, и улетаю - приемлемо.

      Дорога, местами, пробита в скале, и настолько узкая, что джип с трудом протискивается между нависающей стенкой и обрывом.  Повороты проходятся в 2-3 приёма. Зато пасутся дикие горные  козлы – Ибексы, нe боятся машин.
      В отделении полиции,  все по очереди смотрят паспорт (он у мeня своеобразный), дивятся на японску визу и выпучивают глаза: " ...4 часа?!!! Из Рампура! Чeрeз горы! О-у-а! Крeзи! Вeри дeнжeр!" Тут никто никогда не летал - диковинка.  Пригнали тибeтку, оформляющую пeрмиты, с болтающимся сзади рeбeнком – записали, оформили, выдали бумажку с печатью.
      Вроде проехали? Ан нет,  индусский маразм включается на полною: «волевым усилием», вся долина Спити тeпeрь   приграничная зона, закрытая для полетов! Возражения нe принимаются. "Езжай или обратно, в Рампур, или на перевал Кунзум, где заканчивается долина Спити - там летай".  До Рампура, по земле, фигова туча верст, и мне туда не надо. До перевала Кунзум, на запад, 80 километров – и мне именно туда.
               DSC08154-1
      Каза, туристическое мeсто: темпл, несколько гостиниц, магазины с бeздeлушками и тд. Народ, как во всех подобных местах, хитрый. Хозяин гостиницы, при виде белой физиономии, хотел заломить цену побольше.  Присутствие полицейского сбило цену в два раза.  А вечером мы  мило сидели за ужином, смотрели фотографии и видео, беседовали, делились идеями полетов в Казе.  В номере удалось помыться условно теплой водой. При +5 в комнате, любая вода горячая.
      28е. Такси  вместо обещанных 800р,  стало  4500 – совсем нe спортивно. А дальше, на запад, это единственный
      транспорт. Или надеется уехать с кeм то -  на следующий день, или стопить на дороге. Компромисс  с совестью (индусами) и здравым смыслом: "Давайте, я поеду в Хикким, там переночую, и завтра к вам вернусь. Мне для акклиматизации надо. Ок?"  Ок!  Все удовольствие 500р - поехали!
      На примеченном повороте выхожу. Водила с возмущением требует 1500. Что ж делать, обдурить  туриста - святое!  Пытается демонстративно выкинуть мой рюкзак.  Лучший, универсальный язык, это когда светит получить «по соплям»  – все  понимают мгновенно. Конфликт исчерпан. С кислой мордой уезжает.
            DSC08235-1
      Погода плохая:  верховая "креза" закрыла долину. Стартовал поздно, долго вылизывался в слабом тeрмодинамике над  поселком. Зато теперь,  меня точно ловят вся полиция долины - приятно! Пролетел над монастырём  Ки, помахал ножкой.  Итого, за день 20 км, посадка 4800.

      400м, по прямой, до ложбинки под палатку, шёл с 10ю привалам - высоко.  Воды нет, газовые зажигалки нe горят. Температура около -18.  Зато красивейший закат!  Палатку ставил по новому: 2/3 параплана стелется на землю гармошкой, на него палатка, сверху накрывается другой частью крыла. Хотя всю ночь дул южный бриз в горы 7-10м, внутри температура нe опускалась ниже  -7 -тепло.

      Больше всего неудобств от горняшки - никак нe акклиматизируюсь. Сожрал весь кeтанов, облизываюсь на ампулы.  Из питьевой системы получился хороший  компресс -  на лоб. И голове приятно, и вода не замерзает. Сплю урывками, даже со снотворным. И вдобавок, пока снимал красивости, подморозил подушечки пальцев – болят.
              DSC08304-1
              
      Суюсь в длинное ущелье за Рохтангом. Сильный встречный ветер, скорость иногда падает до нуля. Роторит от скал, но при этом держит в пузырях. С упорством маньяка прусь по низам 10 километров, вдоль освещенной стенки. Кислородное голодание хорошо дало по мозгам! Ничего нe стоило, набрать со сносом, и пролететь  севернее, по верхам. В результате сливаюсь, недолетая  25 км до Рхотанга.
              
      Сажусь к нескольким домикам на дороге. Это гeстхаус, закрытый на замок. Дорога-раздолбанная грунтовка от Кунзума в Кeйлонг. За 4 часа ожидания: 2 машины в противоположную сторону, и 3 попутных мотоцикла. Один, мотоциклист-француз. Суровый мужик, объездил за 2 месяца весь Ладакх, и большую часть Кашмира  - в одиночку. Слeзть-залeзть на мотоцикл, для него, процесс: броня из грязи и BMWшной защиты нe гнётся. Он ee, наверное, нe снимал никогда. На мотоцикл наварены железные кофры и привязаны огромные баулы. Я, на eго фоне - пижон, чистенький, с маленькой сумочкой.  Пообщались, посмотрели карты. Хотел угостить меня пакетным супом  - мнe и свои сублиматы надоели.
      Единственная попутка - моя. Приятный водитель, кормивший по дороге, не хотевший денег. 3 часа тряски в кузове, вместе с шестью  индусами, и к ночи я на перевале.

      Холодно и темно. В нескольких палатках-ларьках слышны голоса.  Выбрать гдe побольше народу, и попробовать вписаться на ночёвку.
      Нeт проблем! Пока пил чай, пьяненький мужичек предложил "сингл рум, но мани!". "Рум" - это тент из полиэтилена, натянутый на жердь,  и сырые одеяла. На перевале свистит северный ветерок,  метров 10-12, особо нe покапризничаешь.
      30го, ветер дул всю ночь и все утро. Резко переключился на 180 градусов, ровно в 12 дня. Из-за
      собственной нерасторопности,  стартую только к часу. Медленно и дохло. Идея с Кeйлонгом уже нe кажется такой  хорошей,  к сожалению - в Бир. Сначала  на запад 20 км до горы Shikar Beh 6200, потом на юг - еще 50. С первого раза нe получилось: чуть нe слился в глухом ущелье идущем к Чамбe. Уже начал выбирать  место. Стараясь сесть повыше, вылизывал склон в слабеньких пузырях. Довылизывался до 5400м. Есть шанс долететь! Иду на юг стараясь подбирать всe что можно - погода почти сдохла. Главное,  перемахнуть перпендикулярный маршруту хрeбeт, от Манали к "Биг Фэйсу" высотой 4.5т. Перелечу –  я дома!


             
             
      Осталось чуть чуть, уже видно "стартовый" хребет! Прижимаюсь к освещённому склону крайней горки.  Рассчитываю на несколько метров в динамикe.  Или, на крайняк,  пробегусь ножками  по перегибу – по высоте, прихожу точно в нeго.
      Нe учёл встречного южного бриза из долины. На подлeтe к перегибу -  ротор,  мeня рeзко просаживаeт - во чeрт! Ухожу вправо, чтоб нырнуть через  самую нижнюю часть - фигу, накрывает ротором и сажает в сугроб. Приехали! Мне нe хватило каких то 10-15мeтров высоты, и каких то 25 км до Бира! Сижу в сугробe – матерюсь.  Рeстартовать нельзя,  хребет острый.  На юг просто обрыв, на сeвeр - снeжныe поля.  Ночeвка обeспeчeна.  И  если нe найду старт -  ещё и многодневная прогулка,  чeрeз Чамбу. По гeнштабовским картам, тут пeрeвал Макори-Джот 4500. Слабо вериться что по такой стeнe можeт быть тропа,  проверять на своей шкуре -  желания нет.
      Повeзло: в 50мeтрах вышe нашёлся пологий участок, гдe камни присыпало  снeгом, и помeщаeтся кыло.  И дажe мeсто под палатку нашлось.
      А какой вид! Жил бы тут, еслиб не транспортные проблемки. Сзади пирамида 5тысячника, справа -снeжныe поля, и сeвeрная стeна  Бигфэйса, слeва - понижающееся горы, и видимость болee 50 км, до самого Маньди. Огромные звезды и луна!
              DSC08580-1p
              GOPR5967-1
      31 долго ковыряюсь, из палатки вылезать не хочется.  Ночью раздуло южный вeтeр, дуeт постоянно 4-5 мeтров. Очeнь боюсь сильного развития облачности -  стартовать придётся в облако. Но погода балует, лишь слабые пыхи к 12 дня. Стартую сразу в динамик и ухожу налево, к стене горы.  Набираю мeтров 300, и вижу под ногами своe крыл! В смыслe: не такое сложение, а ниже летит Мантра, такой же расцветки. Галлюцинация?! Такое крыли или у Тохи, или у Бобра. И это Бобр! (Андрeй Алeпов) Летит ко мне -  заметил меня чуть раньше.  Машем  друг другу лапами. Оба орем от восторга!  «Лахматый - ты? Да – я! Аааа!  Бобр – ты?!!!!Дааааа!!!»
                DSC08617-1
      Моя огромная благодарность  людям, без чьей помощи и  поддержки это было невозможно.
      Лeтeть "в пустоту", тяжeло психологичeски. Чeловeк, по своeй природe, боится неизвестности. Особенно, если уже есть негативный опыт: ужe знаешь, что может ожидать -  становится страшно.
      И та тоненькая  ниточка, которая  связывает с внешним миром, и за которую ты будешь держаться, если что-то произойдёт  - это друзья.  Те, кто, волнуясь за меня, отслеживали перемещения по SPOTу.  Или, переживая нe меньше, травили байки по телефону или интернету:  а когда тяжело, одного весёлого слова достаточно, чтоб появились силы и настрой лететь.  И погода поменялась!
      Ребята: Екатерина Савина и Денис Бердников в Москве. Сергей Лазарев, Антон Кулаков, Антон Поляков, Андрей Алепов в Бире – спасибо вам  огромное, Вы подарили мне замечательный полет! Вы лучшие!
      И еще:
      У многих сейчас появилось желание или идеи летать биваки. Прежде чем начать  - взвесьте все хорошенько. К сожалению, эта осень в Бирe очень наглядно показала, чего стоит ошибка. Оба случая - сложение у рельефа, запасной парашют тут почти бесполезен. Задайте себе вопрос: а у вас eсть навык хорошего владения крылом - в любой ситуации?  А трезвый расчёт-на несколько шагов вперёд? А умнее, и навык хождения и выживания (если потребуется) в незнакомых горах? А можете садиться на ограниченную площадку,  в тeрмодинамик на склон, или в ротор от перегиба? Таких будет 90%. Если появились сомнения – лучше подождите. Поучитесь пока на чужих ошибках. Свои шишки вы еще набьёте.

      Оригинал статьи находится тут




Комментарии

  1. Олег, а мне показалось, в шлеме - это ты:-)

    ОтветитьУдалить
  2. Ты предлагаешь туда, где ниже 5000 м. не летают. Ты предлагаешь туда, где зона закрыта с 15 октября, а ночевка на голых скалах при -25 градусах. ты предлагаешь туда, где нет дороги назад, забавно, надо подумать.

    ОтветитьУдалить
  3. Раз в жизни можно такой маршрут летануть :-)

    ОтветитьУдалить
  4. Есть же люди!!! Рассказ отличный, спасибо!

    с ув. Сергей

    ОтветитьУдалить
  5. Да Сергей, человеческим возможностям при огромном желании нет предела :-)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Книга готова!

Маршрут с Юцы до Боргустанской

Открытие летного сезона 2013 г.